«Надоело. Вот честно: надоело по нескольку раз объяснять подчинённым, чего ты от них хочешь. А вернее – хотел, потому что спросить они удосуживаются только когда сроки вышли и клиент пришёл за результатом!» Знакомо? Если нет, то дальше можете не читать. Для остальных – небольшой  совет о том, как ставить задачи своим сотрудникам так, чтобы их выполняли.

Даже если вы подобрали неплохую команду, работа не пойдёт, пока каждый сотрудник не будет чётко понимать, чего именно вы хотите и как ему это выполнить. Чтобы найти общий язык было проще, можно использовать технологию SMART.  Что собой представляет такая система постановки целей – возьмём простой пример и разберём в нём каждую букву. Допустим, директор поручил маркетологу:

ПЛОХО!
Запустите новую рекламу для нашей компании. 


S

Specific. Задача должна быть предельно конкретной. Сформулировать её необходимо так, чтобы у подчинённого не осталось вопросов. Детально объясните, какой результат вы хотите увидеть и терпеливо ответьте на все вопросы сотрудника. Будет лучше, если он сам перескажет поставленную задачу – вы поймёте, насколько верно работник её понял и сможете вовремя предупредить возможные ошибки.

УЖЕ ЛУЧШЕ:
Запустите рекламу на телевидении для нового продукта компании (характеристики продукта — у специалиста по развитию).

М

Measurable. Она же измеримость. Понять поручение гораздо проще, если с вами говорят на точном языке цифр. В чём измерить объём работы? Когда именно задачу можно считать выполненной? Каких показателей нужно достичь? Максимально сжато и конкретно ответить на эти вопросы – значит максимально точно измерить ваше поручение.

ЕЩЁ ЛУЧШЕ:
Запустите рекламу на телевидении для нового продукта компании (характеристики продукта — у специалиста по развитию). Она должна приносить компании не меньше, чем 10 клиентов ежедневно. При этом на привлечение одного клиента мы  должны тратить не больше 10$.

А

Achievable. Говорят, невозможное возможно. Но только не в задачах для подчинённых. Цели должны быть достижимыми. Нельзя взять описание поручения или показатели с неба – сотрудник понимая, что «миссия невыполнима» (например, эффективная реклама при ничтожном бюджете), зачастую даже не станет пробовать.

Опираясь на опыт в своей сфере и оценивая возможности сотрудников, ставьте реальные цели. При этом не давайте сотрудникам слишком уж простых поручений – доверяйте им и давайте возможность развиваться.

НАМНОГО ЛУЧШЕ:
Запустите рекламу на телевидении для нового продукта компании (характеристики продукта — у специалиста по развитию). Она должна приносить компании не меньше, чем 10 клиентов ежедневно. При этом на привлечение одного клиента мы не должны тратить больше 10$.

Agreed. Некоторые исследователи расшифровывают букву «А» по-другому: они подчёркивают, что цель должна быть согласована с исполнителем. Поскольку и этот пункт очень важен, то мы оставим оба варианта. Соглашаясь выполнить задание, сотрудник берёт на себя ответственность за качество работы. Он уже не может сослаться ни на забывчивость, ни на некомпетентность: согласование – это отличный способ избавить себя от подобных оправданий.

Согласование предполагает и оценку загруженности работника. Не стесняйтесь спросить у подчинённого, чем он занят в данный момент и ближайшие часы (в конце концов, он работает на вас). Вряд ли сотрудник очень обрадуется такому вопросу (тем более, если вы застали его за пасьянсом), но вы точно будете знать, есть ли у него время на новые задачи.

И СНОВА ЛУЧШЕ:
Нужно запустить рекламу на телевидении для нового продукта компании (характеристики продукта — у специалиста по развитию). Она должна приносить компании не меньше, чем 10 клиентов ежедневно. При этом на привлечение одного клиента мы не должны тратить больше 10$. Вы сможете это сделать?

R

Relevant. Этот пункт касается прежде всего вас самих — значимость. Зачем вам нужно загружать работника этим поручением? Оно точно принесёт что-то компании? Ответить себе на этот вопрос  — значит, избавить подчинённых от лишних задач и тем самым сэкономить их время и ваши деньги.

ПОЧТИ ИДЕАЛЬНО:
Мы придумали крутой продукт, который поднимет компанию на новый уровень. Нужно запустить его рекламу на телевидении (характеристики продукта — у специалиста по развитию). Она должна приносить компании не меньше, чем 10 клиентов ежедневно. При этом на привлечение одного клиента мы не должны тратить больше 10$. Вы сможете это сделать?

Т

Time bound. Начало заданию вы уже положили, озвучив его. А вы точно предусмотрели его конец? Дедлайн должен быть всегда. Он ориентирует работника: позволяет ему правильно распланировать рабочее время и выполнить всё вовремя. Конечно, если вы не хотите, чтобы реклама «нового» продукта вышла через полгода после начала его продажи.

Сроки подразумевают под собой и то, что вы сами помните, кто, что и когда должен выполнить. Используйте удобную программу (Outlook, специальные папки на электронной почте и т.д.) или любой другой способ контроля (канбан-доска).

ОТЛИЧНО!
Мы придумали крутой продукт, который поднимет компанию на новый уровень.  До конца следующей недели нужно запустить его рекламу на телевидении (характеристики продукта — у специалиста по развитию). Она должна приносить компании не меньше, чем 10 клиентов ежедневно. При этом на привлечение одного клиента мы не должны тратить больше 10$. Вы сможете это сделать?

Итак, вы сказали это своему подчинённому и он принял задачу. И не выполнил её! Почему? Он забыл, что вы ему поручили. Вывод: задания нужно раздавать письменно – так надёжнее.

Кажется всё просто. Самое время попробовать. И не забудьте рассказать нам, насколько реже в вашем офисе звучит отчаянное «Надоело!»