Итак, менять сотрудников как перчатки мы уже умеем. Но так выходит далеко не всегда (да и не всегда в этом есть необходимость). Поэтому предлагаю разобраться, что делать с абсолютно новым сотрудником в его первый рабочий день. Соберитесь, тема важная!

«КОМНАТА СТРАХА»

Первый день сотрудника – это волшебное время. Именно в этот день вы можете «записать» подчинённого, как чистый диск, запрограммировать его на качественную, серьёзную работу. Правда, не обещаю, что это будет совсем уж безболезненно для работника.

С самого утра забираем его в «комнату страха» – свой кабинет (поговорить с новичком должен «самый большой босс» из всех, с кем ему доведётся работать). И инструктируем. Важно сразу продумать всё, что должен знать сотрудник вашей компании и чётко выстроить беседу, чтобы после инструктажа работник вышел с ясным представлениях обо всех своих правах и обязанностях, традициях компании и т. д. Что рассказать? Вопрос к вам, но пару советов есть:

  1. Вопросы коммерческой тайны. Что кому можно говорить. Что и кому говорить ни в коем случае нельзя. Не хотите, чтобы сотрудник на каждом шагу обсуждал свою зарплату? Предупредите его об этом заранее. Боитесь, что весь мир узнает, как вы ходите в плюшевых тапках по офису? Можете и насчёт этого предупредить. Главное – уточните сразу, чем грозит тот или иной проступок. Человек должен идти на всё осознанно.
  2. Правила и порядок работы. Сотрудник очень хочет предложить новую идею. Но к начальнику прямо идти с ней боязно, а к кому идти – непонятно? Крутая идея гибнет где-то на задворках его сознания. Недопустимо! Объясните человеку сразу, к кому и с чем ему идти – решите заранее кучу проблем.
  3. Внешний вид. Если вы хотите, чтобы и сотрудник ходил в тапках по офису – дайте знать. А может, в вашем офисе принимается только высокий каблук, короткие юбки, «косухи» и кожаные штаны? Кто его знает. Во всяком случае, вопросы корпоративной культуры лучше проработать сразу, чтобы сотруднику проще было влиться в новый коллектив.

«НА ПЕРЕДОВУЮ!»

Дальше смело передавайте сотрудника вашему HR’у или руководителю новичка. Тот познакомит его с сотрудниками, проведёт экскурсию по офису, кофе-машиной пользоваться научит.  Ну, тут всё понятно. Главное – дать ему список задач на день. Ясное дело, это задания на знакомство со спецификой работы компании, обучение и подготовку к первым серьёзным шагам на новом месте. На них-то ваш новый сотрудник и потратит целый день. Что-то не так уж ужасно звучит, верно? Где же обещанный триллер?

Он начинается в конце трудового дня. Вы приводите сотрудника в свой кабинет и опрашиваете. Для начала стоит выяснить, что ему понравилось / не понравилось, что смутило в работе компании. Говорить сотруднику будет ужасно неловко, но важно добиться искреннего ответа. Может, будут полезные замечания. В любом случае, вы уже в первый день поймёте, какие проблемы могут возникнуть в будущем и над чем придётся поработать. Развеять любые страхи нужно сразу.

Дальше – больше. Главный вопрос: «Что полезного вы сегодня сделали для компании?». А ведь наш новичок целый день просидел в книгах, конспектах, разбираясь с новыми программами на компьютере, общаясь с офисом. «Я стал лучше, чтобы улучшить работу компании!» Нет, парень, компании пока ни холодно ни жарко от твоих «успехов».  И как бы ни защищался сотрудник, вы должны выжать из него одно простое признание: ничего полезного за целый день он не сделал. Ни-че-го! Нет прибыли, нет видимого результата. Сразу объясните, что для вас есть результат, чтобы потом было меньше отговорок («Я старался!», «Я пробовал!») – жизнь себе упростите.

Этот разговор следует пару раз повторить, пока сотрудник не сделает что-то стоящее. Тогда марш хвалить этого страдальца. Если он выдержал, прошёл через психологическое давление, сотрудник готов! Ура, товарищи. Закрепите такую беседу и после окончания испытательного срока, ещё через полгодика – и дисциплина никуда не испарится. Кто же захочет по новой проходить через ужасы первого дня?