Советский Союз и скука

Ваши ассоциации к слову «идеология»? Плакаты по всему городу, громкие лозунги, пропаганда в СМИ? Надоело? А зря. Строить коллектив без идеологии – долго и нудно. Как быстро создать коллектив единомышленников? Добро пожаловать в мир агитации и пропаганды!

«БРЕНД – ЭТО ХОРОШО!»

По сути, создавая и «раскручивая» бренд, вы уже создаёте идеологию. Только внешнюю: «Наша вода чистая, потому что мы за здоровье», «Наши покупательницы жутко модные, ведь курят наши стильные сигареты». А теперь представьте, как это работает внутри компании. «Мы продаём качественные запчасти, чтобы упростить покупателю ремонт машины», «Мы заботимся о клиентах, поэтому не отпускаем их к не умеющим работать конкурентам и обслуживаем на высшем уровне». Такие нормы поведения закладываются в устав компании, её миссию, девизы… Щёлк! Так начинает считать весь коллектив. При этом внушать вы можете что угодно: уважение к клиенту, экономию средств компании, постоянное соревнование с другими.

Только не нужно говорить, что внушение – это плохо и неэтично. Неужели вам нужен офис, в котором каждый работает ради какой-то личной цели и только. Всем плевать на имидж компании, никого не интересуют клиенты. Главное – деньги, личный успех, уважение и восхищение. Нравится? Далеко не всегда.

«I LOVE MY JOB»

Самое забавное, что внутренний PR (если назвать идеологию «современно») никогда не приживётся, пока в него не верит руководитель коллектива. Конечно, можно привить, например, привычку дружить с коллегами, если вручать денежное поощрение (или просто хвалить и подбадривать) за каждое проявление поддержки и открытости  на рабочем месте. Но намного проще – подавать правильный пример. Хотите, чтобы ваши сотрудники обожали свою работу – перестаньте ходить по офису с кислой миной. Это гораздо дешевле постоянных премий и намного эффективнее.

А можно увольнять худшего сотрудника каждый месяц. Вы посеете атмосферу постоянного соперничества и спора. Какова идеология? «Здесь работают только лучшие!» Если каждый работник принял это и это совпадает с позицией компании – ура, идеология готова. Можно делать и так, чтобы цель работы каждого сотрудника была частью идеологии работы компании. «Я правильно заполняю документы туристов, чтобы компания организовала им самый спокойный отдых в жизни!», «Я идеально знаю все товары и могу за пару минут подобрать подходящий именно этому клиенту, потому что задача моей компании – обеспечить качественной и недорогой техникой всех возможных покупателей». Это действительно работает!

Как теперь вам нравится слово «идеология»? Всё ещё веет Советским Союзом, патриотизмом и скукой? Или вы уже начали писать миссию вашей фирмы, чтобы вывесить на самом видном месте в каждом кабинете?

 

Я не шучу. Идеология, или, как мы теперь говорим, внутренний PR, работает и сегодня. Просто в обновлённой упаковке. Как паковать идеологию, чтобы она действовала безотказно? Попробуем.

«ДАЁШЬ ДРЕСС-КОД»

Майки, кепки, ручки, блокноты, брелоки – что угодно с эмблемой компании. Напоминайте вашим подчинённым, что они часть большой семьи – вашей компании, поэтому у них есть мелочи, которых у других не будет никогда. Впрочем, просто дресс-код тоже подойдёт, главное, чтобы это было именно ваше.

Считаете, никто не захочет ходить в глупом ярко-синем галстуке или дурацкой жёлтой куртке? Глупости. Во-первых, дресс-код можно оговаривать ещё на собеседовании. Во-вторых, если весь коллектив привыкнет к корпоративному стилю, любой противник общей одежды будет автоматически восприниматься как чужой и неправильный. (Кстати, общий враг тоже неплохо объединит коллектив). Поверьте, работники такого не захотят.

Если не сплотить команду сразу, то со временем она всегда будет разбиваться на небольшие группы по интересам, а маленькие коалиции — это не всегда удобно.

«АПГРЕЙД ИДЕОЛОГИИ»

Никто не мешает вам говорить, что идеология – это неправильно. Что вы стремитесь сделать ваших сотрудников свободными от внушения, хотите, чтобы они принимали любое решение самостоятельно. Пожалуйста. Только, знайте: это и есть ваша идеология. «Вы свободны! Любите свою компанию, потому что здесь уважают ваше мнение и ничего не навязывают сотрудникам!» Ну чем хуже лозунгов социализма?

Исторически сложилось, что идеологию у нас воспринимают как что-то негативное, направленное против человека. Менеджмент учёл это. Сегодня идеология компании – это скорее корпоративная культура. Куль-ту-ра! Звучит хорошо. Молодое поколение, обманываясь упаковкой, воспринимает идеологию как что-то новое и модное. «Вау, в нашей компании всё, как в Европе: корпоративы в клубах, фирменные шмотки, девизы! У меня крутая работа!» Да-да, парень. Всё прямо в лучших европейских традициях. И никаких навязанных мыслей. Точно тебе говорю!

Ну, вы поняли? Сделайте свою идеологию современной – и пользуйтесь преимуществами лояльных сотрудников, которые гордятся своей компанией. Это приятно.